Методические рекомендации по проведению выпускного экзамена по химии в 2010/2011 учебном году Уровень общего среднего образования

Апр 7, 2017 // By: // No Comment

Методические рекомендации по проведению выпускного экзамена по химии

в 2010/2011 учебном году

Уровень общего среднего образования

  1. Нормативная база.
  2. Структура и содержание билетов к выпускному экзамену по химии.
  3. Процедура экзамена.
  4. Подготовка третьего задания билетов.
  5. Рекомендации по подготовке учащихся к экзамену.

1
. Нормативная база

Организация выпускных экзаменов осуществляется на основе Постановления Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных школ» от 1 декабря 2006г. №108 с учетом изменений и дополнений, опубликованных в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 21, 2008 г и Приказа Министерства образования Республики Беларусь «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам» от 29.05.2009 №674.

Выпускные экзамены по химии (в устной форме) за период обучения на уровне общего среднего образования в 2010/2011 учебном году во всех типах общеобразовательных учреждений проводятся по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь и содержащимся в сборнике: «Билеты для выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях. Уровень общего среднего образования».– Минск. Национальный институт образования. – 2011.

2. Структура и содержание билетов к выпускному экзамену по химии

Изучение химии в общеобразовательных учреждениях предполагает освоение учащимися важнейших понятий, основных законов, теорий химии и овладение основными умениями по применению теоретических знаний на практике. Поэтому структура билетов по химии представлена двумя вопросами (первый и второй) по теории неорганической и органической химии и практическим заданием, направленным на проверку специальных учебных умений учащихся: решение расчётных задач и проведение химического эксперимента.

3.
Подготовка третьего задания билетов

Не позднее, чем за 10 дней до окончания учебных занятий, учителя, проводящие устные экзамены, должны подготовить, а директор школы утвердить практическое задание к экзаменационным билетам по химии. Подготовленный материал не сообщается учащимся. При подготовке практического задания учитель может опираться на примерные задания, предлагаемые к билетам в вышеназванном сборнике.

4. Процедура экзамена

На подготовку к ответу учащемуся отводится 30 минут. В это время входит как подготовка по теоретическим вопросам, так и выполнение практического задания (выполнение химического эксперимента или решение расчётной задачи). Во время ответа учащийся демонстрирует результаты эксперимента и описывает его ход или предъявляет решение расчетной задачи и дает соответствующие пояснения при необходимости. При проведении консультации следует обратить внимание учащихся на то, что третье задание экспериментального характера требует не только проведения опыта, но и записи уравнений химических реакций согласно эксперименту.

При подготовке учащиеся могут пользоваться справочными материалами: периодической таблицей химических элементов, рядом активности металлов, таблицей растворимости, а для иллюстрации ответа могут использовать таблицы, модели, коллекции.

Оценка экзаменационного ответа учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия». Однако, учитывая то, что экзаменационный билет содержит всего три задания, следует принять, что за полное и правильное выполнение каждого задания ученик максимально может получить по 10 баллов. Количество баллов, полученное учеником в этом случае, будет максимальным и составит 30 баллов, и ученик получит отметку 10 как среднее арифметическое от набранного количества баллов. Если учащимися допущены существенные и несущественные ошибки, то в этом случае отметка также выставляется как среднее арифметическое. Например, за первое задание учащийся получил 8 баллов, за второе – 6 баллов и за третье – 10 баллов. Сумма набранных баллов равна 24. Тогда отметка равна 8 (24:3=8).

Первое и второе задание по теории органической и неорганической химии предполагают системное раскрытие учащимися учебного материала большого объема: полное описание и объяснение объектов изучения, обоснование закономерных связей между составом, строением, химическими свойствами и применением веществ. Поэтому данные задания однозначно могут быть оценены на 10 баллов. Выполнение третьего задания экзаменационного билета также оценивается на 10 баллов максимально. Поэтому расчетная задача должна включать указанный в билете типовой расчёт, но при этом её содержательное наполнение формируется с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.

Например, для типового расчёта, указанного в третьем задании второго билета, может быть предложена следующая задача:

Найдите массу насыщенного алифатического альдегида, который подвергся окислению аммиачным раствором оксида серебра(I), если масса продукта его окисления составила 36г, а число атомов водорода в молекуле продукта на 6 меньше, чем у пятого представителя его гомологического ряда.

Что касается экспериментальных заданий, предлагаемых в качестве третьего задания экзаменационного билета, то их выполнение не предполагает использование каких бы-то ни было инструкций, т.е. учащиеся должны сами построить план выполнения эксперимента, реализовать его, представить и обосновать результаты эксперимента. В связи с этим, какие-то дополнительные усложнения в содержание экспериментальных заданий не вносятся. За полное и правильное выполнение задания, согласно выше описанному алгоритму, учащиеся получают максимально 10 баллов.

Итоговую аттестацию по химии осуществляет экзаменационная комиссия, выставляющая итоговую отметку на основе годовой и экзаменационной в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений.

Рекомендации по подготовке учащихся к экзамену

Для качественной подготовки учащихся к сдаче выпускного экзамена по химии следует в течение третьей четверти организовать сопутствующее повторение. Объем теоретического материала, подлежащего повторению, очень велик, и наиболее оптимальный вариант организации повторения – использование схем-конспектов, как по неорганической, так и по органической химии. Тематические схемы-конспекты позволяют тесно увязать изучаемый материал по горизонтали и вертикали, что обеспечивает достижение высокой степени обобщенности усваиваемого материала, его систематизации и, как следствие, повышение результатов учебной деятельности учащихся.

Такие схемы-конспекты можно найти в следующих источниках:

1.
Лахвич, Ф.Ф. Химия в таблицах и схемах: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений с рус. яз. Обучения /Ф.Ф. Лахвич, О. М. Травникова. – Минск: Аверсэв, 2009. – 160.

2.
Манкевич Н.В., Борушко И.И., Ильина Н.А. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в 11’ классе на основе блочного изучения учебного материала // Хімія: праблемы выкладання. 2009. №1-5.

3.
Манкевич, Н.В. Химия -10. Модульные программы. В2ч. Ч1. Пособие для учащихся 10-го класса,/ Н.В. Манкевич.- Мн.: ООО»СЭР-ВИТ», 2004

4.
Манкевич, Н.В. Изучение химии в 10 классе с использованием модульных программ. В 2 ч. Ч1: Учебно-методическое пособие для учителей,/ Н.В. Манкевич.- Мн.: ООО»СЭР-ВИТ», 2004.

5.
Манкевич, Н.В. Модульная технология обучения химии. //Хімія: прабл. выкладання . 2006г. № 9, 10; 2007г. № , 3, 5; 2008г. № 6; 2009 № 1-4.

6.
Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Н.В. Манкевич. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2007. – 416с.

7.
Органическая химия.
Весь школьный курс в таблицах / сост. С.А. Литвинова, Н.В. Манкевич. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008. – 400с.

Кроме схем-конспектов для интенсификации повторения, можно использовать тренажные карты, которые имеются в пособиях и статьях, указанных выше. Предлагаемые тренажные карты могут быть использованы для закрепления и совершенствования знаний и умений, в том числе экспериментальных, необходимых для успешного решения третьего задания экзаменационных билетов.

Кроме того, для совершенствования предметных умений и закрепления знаний по неорганической и органической химии следует порекомендовать учащимся работу с материалами сборников:

1. Сечко, О.И. Химия: 11 класс: дидактические материалы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ О.И. Сечко. – Минск: Аверсэв, 2008- 126с.

2. Мякинник, Т.Н. Химия. 10 класс: сборник самостоятельных работ: пособие для учителей общеобрават. учреждений / Т.Н. Мякинник, И. И. Борушко. – Минск : Сэр-Вит, 2009. – 56с.

3. Ельницкий, А.П.Номенклатура органических соединений. Сборник упражнений: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. П. Ельницкий. – Минск: ООО Сэр-Вит,2003. – 144с.

4. Ельницкий, А.П. Органическая химия для школьников и абитуриентов. Теория, тесты, задачи / А. П. Ельницкий. – Минск: УниверсалПресс,2004. – 240с.

Leave a Comment

Your email address will not be published.